maiknest (maiknest) wrote,
maiknest
maiknest

Categories:

Болтуны за круглым столом.



27 мая 2016 года в институте философии имени Григория Сковороды национальной академии наук Украины состоялся круглый стол под названием «Дискурс революции достоинства».

Собралась куча титулованных особ - кандидаты наук, доктора. Всем хотелось поучаствовать в дискуссии, засвидетельствовать свою преданность победившему «Достоинству»: денег в стране остается все меньше, более-менее серьезную финансовую поддержку можно получить только за рубежом, а для этого нужно где-то засветиться, например, на таком круглом столе, который по большому счету был элементом некого кастинга.

Потому как серьезно говоря о том, что произошло и продолжает происходить в Киеве, ни и о революции, ни о «достоинстве» говорить попросту нельзя.

А говорить-то надо: кушать же хочется, да сытно кушать.

И хорошо подготовленные участием в разного рода словесных баталиях доктора и кандидаты пустились в словоблудия.

Ирина Бекешкина, директор фонда «Демократические инициативы» решила отделаться, заболтав тему рассуждениями о «дискурсе как фрагменте речи». Что-то ж говорить надо, иначе вылетишь как пробка с такого хлебного места.



А давайте, говорит, создадим историко-семантический словарь, звучит красиво и работы много, даже если нецензурные слова не историко-семантировать. Этак можно взять любую подворотню и историко-семантировать феню, на которой там говорят хоть до самой пенсии. А если вначале произнести волшебные слова «революция достоинства», так даже и хорошо на этом заработать можно.

Браво, Ирина! Хороший фокус!

Владислав Вирстюк, заведующий отделом истории украинской революции 1917-1921 годов (оказывается, и такая была!) института истории Украины, попытался вообще съехать с темы.

Был в свое анекдот про студента, который готовясь к экзамену по ботанике, выучил все только про огурец. А на экзамене ему попался помидор. Студент и попытался выкрутиться, сказав: «помидоры бывают круглые, а бывают продолговатые, почти как огурцы. А вот огурец...!»

Вот так и Вирстюк, проговорив скороговоркой модное слово «нарратив» в сочетании с обязательным упоминанием «революции достоинства», он далее пошел чесать зазубренную им наизусть дикую версию февральско-октябрьских событий 1917 года.



Даже видавшие виды именитые собратья по цеху болтунов, собравшиеся за круглым столом, слегка оторопели, но быстро пришли в себя и вновь старательно сделали умные лица.

Вахтанг Кебуладзе, специализируюшийся вообще-то на релиоговедении, привлек к рассмотрению «дискурса революции достоинства» еще и герменевтику-феноменологию. Если принять во внимание, что герменевтика, вообще-то - это искусство толкования текстов, то стоит задать вопрос: а где он там, на майдане, тексты-то нашел, которые собрался толковать и анализировать?

Гениальные высказывания Кличко?



Ну и как же тут не упомянуть новомоднюю феноменологию, заброшенную в мир Гуссерлем в начале прошлого века, и под которой каждый понимает все, что ему в голову взбредет?

Лучше темы, чем феноменология, для пустопорожней болтовни с умным лицом и придумать невозможно, конкуренцию этому могут составить только рассуждения о религии, на которых пан Кебуладзе и отточил, по-видимому, свое красноречие.

Ну и так далее. Каждый прыгал, как мог, в сторону, увертываясь от ответа на главный вопрос: «а был ли мальчик, то есть собственно революция достоинства»?

Я не был, конечно же, на этом круглом столе и описываю кусочек этой дискуссии с чужих слов, со слов еще одного болтуна - частого автора сайта hvylya.net Сергея Дацюка.



Сей автор, окончив в 1991 году философский факультет, научился искусно сплетать между собой мудрено звучащие слова: онтология, дискурс, метадискурс, нарратив и прочее.

Ничего страшного в этих словах, конечно, нет. Важно, как их использовать. Можно использовать для того, чтобы прояснить суть происходящего, а можно и как оружие - чтобы использовать свое искусство для «запудривания мозгов».

Типичный пример словесной эквилибристики дал сам же Дацюк в своей статье.

Начинает он с посылки вполне имеющей право на жизнь: «дискурс революции не может быть не онтологичным. Если дискурс революции не является онтологичным, то это не революция, это восстание или бунт. А революция непременно имеет онтологический характер — она меняет бытие общества».

Согласен, с небольшой поправкой: революция меняет бытие общества на новое бытие, более прогрессивное, чем старое. Потому что революция - это скачкообразное изменение качества в результате перехода количества в качество, но не в результате обрушения старого качества.

Это касается любой революции, не только социальной. Например длительные эволюционные (то есть не приводящие к появлению нового качества) изменения автомобиля приводят в конце концов к одномоментному взрывному появлению новой революционной модели.

Но можно также одномоментно шарахнуть кувалдой по машине и тоже изменится качество: была машина, станет груда железа.

Можно ли это назвать революцией? Нет это - типичный пример инволюции, то есть обратного развития, обращения вспять.

Дацюк исходит, как из непреложной истины, что события майдана 2013-2014 года - это, конечно же революция и начинает далее, искусно сплетая сложные термины, искать этот самый «онтологичный дискурс», и я не сомневаюсь, что он его непременно найдет.

Не зря ж ему деньги платят, хотя я ему очень не завидую: «тяжело найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет!»

Потому, что не было никакой революции на майдане, ни гидности, ни негидности, был обыкновенный вооруженный переворот.

Не появилось никакого нового бытия ни в каком смысле слова, если только не принимать в расчет сотню с лишним расстрелянных самими дирижерами майдана дураков, созванных именно для этого на майдан, и десятков тысяч убитых ни в чем не повинных людей за два года.

Если бы этого не было, то собрание болтунов, которым нравится жонглировать друг перед другом умными словами, можно было бы рассматривать как пустую забаву.

Но кровь в результате их «революции достоинства» пролилась и миллионы пенсионеров обречены на прозябание, миллионы людей покинут страну, и эта болтовня перестает быть такой томной.

Она прикрывает реально появившуюся новизну.

Новое бытие появилось, но оно новое только для тех, у кого память короткая: про Руину читали?

Вот она! Она уже идет по всей стране, пока вам Дацюк зубы заговаривает. Встречайте





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment